Нюрнберг

2 марта в широкий прокат вышел новый художественный фильм дважды лауреата Государственной премии РФ, режиссера Николая Лебедева «Нюрнберг».

Это первый в мировом кинематографе игровой полнометражный фильм о международном военном трибунале, когда перед «судом народов» предстали руководители Третьего Рейха. В основе сценария – роман «На веки вечные» писателя и юриста, одного из руководителей Всемирной ассоциации прокуроров Александра Звягинцева, изучавшего Нюрнбергский процесс более 40 лет.

Конец 1945 года. Немецкий город Нюрнберг становится местом проведения уникального международного военного трибунала, за ходом которого следит весь мир. Страны-победители – СССР, США, Великобритания и Франция должны решить, как поступить с нацистскими преступниками. Однако слаженной работе Трибунала мешает начавшаяся после Фултонской речи Черчилля холодная война. Кроме того, идеи Третьего Рейха все еще сильны в сердцах многих. Начинается теневая игра, направленная на дискредитацию трибунала – подготовка к процессу и его начало окутаны паутиной странных событий. Для обеспечения окончательной идеологической победы над нацизмом потребовалась филигранная политическая и дипломатическая работа на стыке интересов четырех держав.

В переполненный журналистами, военными и наблюдателями город приезжает военный переводчик, владеющий несколькими языками — Игорь Волгин (Сергей Кемпо), который ищет пропавшего на войне брата. Однажды на улицах города он встречает юную русскую девушку Лену (Любовь Аксенова), которая, как и главный герой, оставила на войне часть себя. Их зарождающееся чувство пройдет через множество испытаний, но любовь — это единственное, что во все времена спасало мир от расчеловечивания.

Как отмечает режиссер и автор сценария, сам суд не мог стать центром внимания. Сохранилось много исторических хроник, написано немало научных статей, да и сама книга, ставшая основой сценария, скорее является романом-хроникой, где с документальной точностью описываются события Нюрнбергского процесса.

Красными линиями через весь фильм проходят темы любви, ценности семьи и конечно, лейтмотивом всего фильма стала фигура бессмертного солдата – собирательный образ стойкого, несокрушимого, готового сразиться в неравном бою и отстоять свою Родину русского солдата, одного из тех сотен тысяч, кто положил свою жизнь на полях войны. И хотя битва переместилась в зал суда, – суть героя осталась неизменной.

Съемочный процесс занял 70 смен, было построено множество декораций, в некоторых сценах в кадре одновременно находилось более 700 человек, при съемках использовано более 1200 исторических костюмов, часть из которых была специально сшита, а часть привезена из Чехии, Польши и Германии. Частью реквизита стали копии вещественных доказательств, предъявленные советским обвинением на суде, а именно изделия из человеческой кожи – сумки, перчатки, абажуры. Для фильма важной декорацией стал «Зал 600», детально воссозданный специально для фильма. Натурные съемки проходили в Праге, Москве, Московской и Калужской областях. Большой блок снимался в Калининграде и Калининградской области, где сохранилась немецкая архитектура.

В картине представлено яркое международное созвездие актеров из России, США, Великобритании, Германии, Чехии, Франции, Бельгии, Австрии, Дании и других стран. Главные роли исполнили Евгений Миронов, Любовь Аксёнова, Вольфганг Черни, Алексей Бардуков, Игорь Петренко.

Роль переводчика Игоря Волгина досталась актеру Сергею Кемпо.

Роль главного обвинителя на процессе от СССР Романа Руденко исполнил Сергей Безруков, который для подготовки к роли смотрел хронику, и его поразило «спокойствие преступников, их невозмутимость». Он также отметил, что внешне совсем не похож на своего героя. Поэтому даже имитировать манеру речи советского прокурора – высокий тембр, темп, легкий украинский акцент – артист не стал. «Моя задача – создать образ человека, от которого исходит мощь и уверенность, передать характер», – объясняет он.

Музыку к фильму написал великий композитор Эдуард Артемьев. Эта работа стала для него последней. Через несколько недель после окончания работы над «Нюрнбергом» Эдуарда Николаевича Артемьева не стало. Это огромная потеря для всех любителей музыки.